Кто-то рьяно берется за дело, и вроде талант есть, и харизма, и много чего еще замечательного присуще нашему автору, но вот печаль - не идет карьера... Очень скоро большинство из незадачливых авторов понимает, что для построения успешной и прибыльной карьеры в качестве сценариста важно не просто умение писать. Куда важнее (и стократ сложнее!) этот самый сценарий продать. А продать нужно - иначе кому он, кроме вас, нужен? Вопрос о том, как написать сценарий, который продастся, не так прост, как хотелось бы нашим авторам. Здесь много нюансов, освоение и преодоление которых приходит неизбежно с опытом. По большому счету, это есть инсайдерская информация, которую, как правило, "не палят", а тоже продают. Здесь же попробую дать несколько общих базовых инструкций.
1. Концепция. Первым делом сосредоточьтесь на главном: концепции вашего сценария. Чтобы написать стоящий сценарий, который можно будет реально продать, у вас прежде всего должна быть по-настоящему оригинальная идея для сюжета. Имеется такая? Если нет, работайте над этим. Если вы хотите продать свой сценарий, вам просто необходимо убедиться, что у вас действительно есть концепция, есть Нечто, ради чего затевается весь сюжета, на чем он строится. От этого никуда не уйдешь, да. Концепция вашего творения - это тот самый стержень, на котором, подразумевается, должен будет сосредоточиться интерес руководства студии, рассматривающей вопрос о покупке вашего сценария. Детали имеют куда меньшее значение.
2. Сюжет. Сюжет сценария должен быть захватывающим. Даже если это не экшн. Всё равно он должен забирать внимание, захватывать, желательно с первых страниц. Поэтому к Началу вашей работы вернитесь обязательно! И вообще Начало (вход, вводную часть, затравку) - я настоятельно советую писать (в окончательном варианте) в конце работы, когда закончили написание сценария. Прочтите-ка написанное свежим взглядом. Представьте себе как можно ярче, каким образом будет начинаться ваш фильм. Отнеситесь сейчас к своему детищу максимально отстраненно, так, будто вы читаете стороннего автора - что, сюжет всё еще кажется вам интересным и захватывающим? Тогда дайте прочитать свой сценарий нескольким друзьям, лучше тем, кто не склонен льстить, а скажет правду-матку, пусть она будет обидной, но правдой. Это гораздо полезнее для дела, чем сладкая ложь. Опубликуйте в интернет-издательстве отрывок из вашего произведения; что скажут ваши читатели и коллеги? Что они думают о сюжете? Можно ли Это вообще куда-либо продвигать? Или все же стоит еще поучиться и написать действительно Нечто Стоящее?
3. Диалоги. Хорошо написанные диалоги важны в сценарии. Они могут оказать помощь в продаже. Ведь специалисты студии тоже люди, они изучают-рассматривают ваш текст, будут работать с ним несколько часов, а, может быть (если повезёт)), и несколько дней. И если ваши диалоги оставят след в памяти этих добрых людей, то гораздо вероятнее, что они дадут "добро" на то, чтобы превратить ваш сценарий в фильм.
4. Аудитория. Если книга всё же может быть обращена к нескольким людям, то специфика сценария такова, что он должен быть адресован широкой аудитории. Так или иначе, но фильм должны посмотреть миллионы людей - для того чтобы он считался успешным. Имейте это в виду: ваш сценарий должен быть интересен как можно большему числу людей, в идеале миллионам людей.
Итак, вы все еще не потеряли намерения стать известным сценаристом? Окей, тогда всё в порядке. ) Возьмите еще несколько пожеланий на заметку. Первое - это формат. Посмотрите на структуру готового сценария. Как и что располагается, в том числе шрифт. Скопируйте основу-образец. Это не касается, разумеется, историй и персонажей, речь идет о типовом формате сценария.
Будем считать, вы придумали свою историю и сюжет. Сценарий не требует слишком глубокого описания ракурсов и мест перемещения вещей, не следует задаваться целью описывать и спецэффекты. Это дело директора картины, а не ваше. Работайте лучше над описанием ваших героев, чтобы они представали перед нами живыми. Постарайтесь, чтобы они были оригинальными и правдоподобными.
В то же время избегайте стереотипов. На самом деле стереотипы и штампы - это бич современного кино, но вы все-таки попытайтесь избежать их, это поможет вашему сценарию выделиться. Стоит иметь в виду один маленький нюанс. Не выбирайте (для первых сценарных работ уж точно) исторический жанр, требующий сложных декораций и костюмов. Оставьте это дело для маститых авторов - им продать высокобюджетный сценарий попроще будет, нежели вам. Ведь организаторы проекта, даже если и согласятся рискнуть, но наверняка не готовы платить за построенный форт старинного римского здания, если только это не оправдано совершенно очевидной для них сверхидеей, способной покорить мир.
Важный момент - кульминация. Убедитесь, что в вашем сценарии она есть. Это, так сказать, высшая точка кипения (конфликта). Именно она, в первую голову, дает возможность держать интригу и делает ваш сценарий захватывающе интересным. И избегайте открытых нравоучений - всё же сегодняшние зрители в основном идут в кино, чтобы их развлекали и веселили, и тут ничего не попишешь
Вот решила поотстаивать такую точку зрения. Ибо действительно так считаю.
Ведь многие авторы с отклоненными рукописями (и не столько молодые, сколько уже в годах и даже члены лит. союзов) начинают стенать: "Зато я высокоинтеллектуальный. Вон у Гессе книги полны философии. А у Гоголя с Толстым высокохудоженственные описания страницами тянутся. А про Пушкина с его "дядей честных правил" я вообще молчу... Не хочу быть всяким там чтивом, хочу быть прижизненным классиком с дядями, философией и описаниями." - Ну это я так, приблизительно. Но думаю, многие слышали такие гневные речи. И я вот грешным делом тоже сначала так думала: мол, если Толстому можно, то что же мне-то нельзя? А потом поняла - нельзя. Потому что сегодняшнему читателю нужна сегодняшняя литература. Это во-первых. А во-вторых, потому что мы слишком привыкли к классикам. Их сюжеты растащили по комиксам и дешевым мелодрамам, и нам кажется, что ни один из них ничего нового, в сущности, не написал. Кажется: взял банальный сюжет, добавил в/х описаний, в/и размышлений и вот он - готовый классик. А ведь истории стали банальными только с течением времени - и именно потому что были необычными и привлекающими внимание.
Толстой, например, написал историю о изменившей мужу женщине и умудрился ее не осудить. Историй таких, думаю, происходило немало. Но говорить об этом вслух считалось неприличным: шептались по углам, осуждали, сплетничали. И роман, как мне представляется, читали с болезненным любопытством, потому что "падение" будоражило умы - само это понятие. Это сейчас мы циничны, такие истории для нас ничего не значат. Но тогда?... Тогда, думаю - могу и ошибаться, потому что не историк литературы - тогда эта история привлекала такое внимание, что даже не самая интеллектуальная публика могла проглотить вместе с ней все Толстовские описания с философией.
Гоголь. Тут про сюжеты даже говорить не буду. А что касается длинных описаний, так они же, черт побери, и красивы! А наслаждения красотой в любом ее проявлении еще никто не отменял. То же относится и к Пушкину, который довел стихосложение до совершенства. Так, как он, никто и тогда не мог, и теперь не может. Сегодняшние же авторы многократно тиражируют Гоголевские же описания степей с восходами, но выдают только плохие копии, и это видно. Единственный выход тут - быть современным. Описывать, как загружается винда с тем же упоением. Искать новые слова, новые формы. Кроме того, надо понимать, что были времена, когда многословие было модным. Люди соревновались в составлении вычурных цветастых фраз, как можно более длинных. И авторы, составляя предложения на страницу, шли за модой. Теперь язык стремится быть более емким и конкретным. И это не значит - более бедным. И, кстати, Пушкин тоже шел за модой. Он исключил из языка вычурные фразы. Он стал использовать слова, которые раньше считались непоэтичными. В конце концов, его тексты полны брендовых названий.
Джойс. Не к ночи буде помянут))). Да. Не все могут долететь даже до середины "Улисса" - и я, к сожалению, в том числе. Но, во-первых, по слухам, там есть откровенные эротические сцены, которые до Джойса мало кто из литераторов позволял себе описывать. А во-вторых, заумь тоже может быть модной. И если заметными становятся люди, которые читают много и читают как можно более сложные тексты, то читать и писать такие тексты считается высшим пилотажем, и тогда даже те, кто не может "въехать", покупают эти книжки и хотя бы делают вид. Сейчас другая мода, к сожалению. Да, мы живем во время, когда самый любимый актер маленьких девочек (который "Сумерки" и не помню, как зовут), говорит: " Я вообще всегда считал, что читать книги - тупое занятие". Но это не значит, что нам надо считать этих девочек упырями заранее. Они не безнадежны, я думаю. Дайте им хорошую книгу, которую они смогут понять по первому плану. Может быть, хоть кто-то из них докопается чуть глубже - вы только закопайте туда что-нибудь, чтобы было что откапывать. Дайте интересный сюжет, поведите их за собой, если можете. И - да - я настаиваю, что любая известная книга она или модная (как Джойс), или интересная современникам (Толстой), или - что редко встречается и мне кажется вершиной мастерства - вызывает глубокое и болезненное сопереживание к герою. Макар Девушкин, старик Сантьяго, Полковник, которому никто не пишет... Вот, вроде, сюжета нет, а читать больно и не дочитать невозможно. И я надеюсь, что хотя бы сострадание все еще актуально)
Простите, может быть, излагаю путано... Но этот пост не для того, чтобы всех научить писать и жить. Я думаю, размышляю, учусь... И ни на что не претендую.
Источник: http://super-writer.blogspot.com/ ; http://birusa-n.livejournal.com/42071.html |