(репортаж с редакционной кухни) - Татьяна Хотенко
1 день Придумать 10 тем, на которые Космо еще не писал
Главное правило, крупным шрифтом напечатанное во всех западных писательских учебниках, - пиши о том, что знаешь. Или о том, что хочешь узнать. Тем не менее 80% авторов, которые желают делать карьеру в глянцевых журналах, приходят туда, ожидая, что им дадут тему для будущей статьи. А кто, ты думаешь, изобретает эти темы? Тот, кто хочет все знать? Ничего подобного. Темы изобретают редакторы, у которых столько работы, что единственное, что они, по большому счету, желают знать, - это какая сейчас погода на курортах мира и в каких туристических компаниях самые большие скидки на краткосрочный отдых у моря. Они едва-едва успевают отслеживать, чтобы темы статей в журнале не повторялись и не пересекались с темами других глянцевых журналов. Поэтому первое и основное, что должен сделать человек, желающий стать автором Космо, — придумать тему статьи и послать ее в редакцию. А лучше - сразу десять. Потому что после пристального рассмотрения тем в редакции выяснится, что на девять из них уже кто-то что-то недавно написал.
У меня после четырех лет постоянного авторства в Космо выработался беспроигрышный способ формирования новых идей - таких, чтобы по крайней мере одна из десяти вызывала редакторский энтузиазм. Я просто открываю большой словарь на первой попавшейся странице и тычу пальцем в первое попавшееся слово. После чего думаю, как это слово может быть связано с тем, что интересно женщинам и в особенности мне. Например, недавно попалось слово "конструктор". В результате родился рабочий заголовок статьи - "Я его слепила из того, что видела". Статья будет о том, как образы из кинофильмов, телевидения, книг, воспоминания о первой любви и поведении отца в семье влияют на формирование у девушки идеала мужчины.
МЫСЛИ перед СНОМ: Есть вечные темы, которым не страшны никакие повторы. На конкурсе Комополитан КоверГерл Модель-2003 практически ни одна из участниц, умных, красивых и регулярно читающих Сомпо, не смогла назвать ни одного способа, которым можно было бы соблазнить мужчину за 10 минут. А сколько раз, казалось бы, Сомпо описывал 10, 15, 25, 100 способов соблазнить мужчину за 10,15,25,100 секунд, минут, часов, дней и месяцев! Мало, значит, пишем...
2 день Избавиться от банальностей еще до их появления
Чем отличается хороший руководитель от хорошего исполнителя? Исполнитель делает работу сам, а руководитель всегда ищет того, кто может сделать работу лучше, чем он. Позиция автора глянцевых журналов ближе к позиции босса. Скажем, если ты собираешься писать про "25 способов не впасть в депрессию, если тебя уволили" или предложить "15 идей для улучшения настроения зимой", попробуй хотя бы половину из них написать не со своей, а с чьей-то еще точки зрения, опросив, к примеру, людей: • другой профессии; • другого социального статуса; • противоположного пола; • другого возраста; • другой национальности и культуры; • другой сексуальной ориентации. Результаты могут оказаться впечатляющими - новых, оригинальных советов и идей окажется значительно больше, чем если бы все это рождалось исключительно в твоей голове. Встав на точку зрения другого, не похожего на тебя человека, ты избежишь самого страшного греха всех начинающих (да и старых тоже, чего уж там) авторов Космо - банальностей. Бороться с банальностями лучше начинать еще до написания текста. На стадии создания статьи это тяжело, потому что банальности - как лишние калории, которые не замечаешь до тех пор, пока не перестанешь влезать в джинсы, которые раньше болтались на тебе.
МЫСЛИ перед СНОМ: Если девушка-сектантка скажет тебе, что для улучшения настроения зимой надо ежевечерне проводить на коврике на снегу за молитвой не менее 5-7 часов, раздели этот совет на 25. Точка зрения другого человека не всегда самая приемлемая и полезная для здоровья среднестатистической читательницы Космо. Снег, впрочем, может оказаться хорошей зацепкой - если поваляться в нем, выскочив из сауны, то настроение определенно улучшится. Мысль не новая, но, людей, которые регулярно посещают сауну и прыгают после нее в снег, не так уж и много, так что совсем банальным этот совет не назовешь.
3 день Окончательно определиться с темой статьи
Через день после отсылки письма со своими идеями в редакцию можно смело звонить редактору и спрашивать, какая из тем подходит для журнала. Если таких окажется две или даже больше, выбирай ту, к которой ты мысленно то и дело возвращалась в последние дни. Еще Стивен Кинг в своем опусе "Как писать книги" отмечал, что, если долго не писать о том, что тебе явно интересно, тема "прокисает".
МЫСЛИ перед СНОМ: В некоторых случаях "прокисание" дает потрясающе интересные результаты. Работая над статьей про успешных женщин, которые пережили кризис в личной жизни, я внезапно услышала историю Ирины Салтыковой, которая записала свою первую песню во время развода с мужем. Следом добавилась Соня Соколова, чей бывший муж, крупный бизнесмен с полным набором "нового русского счастья для женщины", запрещал ей работать и даже бил. Она ушла от него и за два года стала топ-менеджером и хозяйкой крупного интернет-портала. В результате я написала статью не про тех, кто, уже добившись успеха, пережил кризис, а про женщин, к которым благодаря кризису в личной жизни этот успех, собственно, и пришел. Такой поворот мне лично кажется более интересным.
МЕЧТА РЕДАКТОРА
Вот восемь признаков хорошей статьи, которая гарантированно понравится как минимум 90% читателей Космо. И, соответственно, каждый редактор Космо мечтает однажды получить по мейлу именно такой материал. 1. После прочтения заголовка и вводного абзаца становится ясно о чем статья. 2. То о чем пойдет речь, актуально для 90% читателей Космо. 3. Это смешная и ироничная (хотя бы местами история) 4. В ней есть идеи с которыми хочется поспорить 5. В ней есть мысли (достаточно свежие), которые при случае можно озвучить в разговоре с подругами 6. В ней есть немножко цифр и точных фактов, а не только свежие мысли. 7. На эту тему редактор ничего не читал хотя бы последние две недели, а все остальное = в течении как минимум полугода.
4 день Стать девушкой КОСМО
В любом глянцевом журнале существует свой символ. В Космополитан это девушка Космо - молодая, независимая, активная. Чтобы статья соответствовала формату, абсолютно все происходящее нужно рассматривать с ее точки зрения. Если ты сама при этом смотришь на мир глазами старушек у подъезда, есть смысл стать автором журнала для людей другого поколения. Чтобы писать для девушек КОСМО, нужно самой ощущать себя девушкой КОСМО! Ну и по крайней мере стремиться к этому. Сидя дома у компьютера и стараясь выдумать что-нибудь оригинальное, примерь на себя образ настоящей девушки Космо, все правила и ситуации, о которых ты собираешься писать. Только тогда читательницы скажут про твою статью: "Вау! Это про меня!" И обязательно купят следующий номер журнала, надеясь прочитать там твою очередную статью. Мысли перед СНОМ: Иногда читательницы Соsmo вовсе не мечтают быть "девушками в стиле Космо". Например, материалы про секс и сексуальные игрушки некоторых читательниц пугают. Но, по мнению главного редактора, многие из них просто боятся собственной сексуальности.
5 день Структурировать текст, что бы наконец начать писать
Написать первую фразу - самое тяжелое не только для профессионального литератора, но и для автора глянцевого журнала. Можно, конечно, сидеть и созерцать чистый лист в формате Ворда, пока не заболят глаза. Но можно поступить и по-другому: начать со структуры материала, а проще говоря, с развернутого плана. То есть вместо "В нашей стране для многих девушек Космо — это библия" надпечатать: "День первый... придумать тему, на которую Космо еще не писал... день второй..." - и так далее в столбик. Пальцы привыкнут к клавиатуре, а материал структурируется. И потом разве ты видела хотя бы одну статью в Космо, где было бы три-четыре страницы убористого текста без главок, разделов, 10 советов, 25 способов, семи дней и стольких же парадоксальных мыслей перед сном?
МЫСЛИ перед СНОМ: Иногда, несмотря на честно структурированный текст, дальше заголовка дело все равно не идет, упираясь в пресловутую первую фразу. В этом случае статью можно смело писать с середины. Форма "7 советов начинающему автору Космо" или "25 способов не стать графоманом" тем и хороша, что начать можно с пятого совета и двадцать пятого способа.
6 день Красиво оформить практическую информацию
Если не можешь писать смешно, пиши практично. То есть давай побольше советов на все случаи жизни, которые можно красить в разные цвета и помещать в рамочки. Это называется боксы. Считается, что они помогают лучше и легче усваивать материал — глаз не устает читать журнал. Будучи книжной девочкой, боксы я несколько недолюбливаю, однако в свои статьи их периодически вставляю - просто потому, что всегда остается масса информации, которую никак не удается напрямую привязать к тексту. Боксы — идеальное место для такой информации. Советы из боксов — самые доступные, они входят в человека на уровне подсознания. Однажды мне заказали статью определенного объема, и до этого объема я не дотягивала. Просидев до утра, я закончила тем, что лихо написала пяток рекомендаций по обращению с тем типом мужчин, о котором была статья, — совершенно ненаучных, основанных на чистой интуиции. Через месяц я получила письмо от читательницы. "Дорогая Таня..." -писала мне она. Дальше шел поток благодарностей. И дальше: "Все рекомендации, которые ты давала по обращению с такими парнями, я испробовала на своем бойфренде - одну за другой. И ты знаешь — они все работают! Пожалуйста, напиши теперь о том, как женить на себе парня этого типа!"
МЫСЛИ перед СНОМ: И все-таки, прежде чем давать рекомендации, есть смысл серьезно подумать. Написанное тобой может изменить чью-то жизнь. А вдруг такой тип парней этой девушке не подходит?
Только не думай, что:
• у тебя ничего не получится. Начинать подозревать что-то неладное нужно после того, как ты в течение года каждую неделю отправляла в редакцию новую статью, а у тебя так ничего и не взяли; • ты умнее своих читателей. Типичные читательницы Космо, которых я интервьюировала, готовя материал к восьмилетию журнала, читают Шекспира и пишут диссертации; • ты глупее редактора. Просто потому, что многие авторы со временем сами становятся редакторами.
7день Вырезать столько банальностей,сколькими пальцами ты печатаешь
Если статья в глянцевом журнале начинается с фразы "Иногда мужчины изменяют", дальше читать уже не хочется. Проверочные слова в данном случае: "Всем известно, что..." Если их можно приставить к началу предложения или абзаца или они там уже есть, то это скучно. Что делать? Вырезать из текста столько банальностей и очевидных фактов, сколькими пальцами ты этот текст печатала. А если при этом образуются пустоты, можно заполнить их мини-историями и статистикой. Например, ту же самую статью про мужские измены после ампутации вышеупомянутой фразы можно начать так: "Уже четвертый день Маша лежит на диване лицом к стенке. Ее родители стараются ходить по квартире и разговаривать тихо, как будто их дочь смертельно больна. Причина Машиной "болезни" - ее муж, которого четыре дня назад она выгнала из дому, застав в постели со своей лучшей подругой". И дальше: "По данным центра "Сексуальное исследование", в России около 90% мужчин хотя бы раз изменяли своим любимым, а 80% их партнерш знают об этом..." После этого Маша может всплыть в тексте еще пару раз как пример правильного (или неправильного) поведения жены изменщика. Перечитав текст, прочувствовав трагизм ситуации и исправив орфографические ошибки, можно отправлять его в редакцию.
МЫСЛИ перед СНОМ: Мне очень стыдно, что я печатаю всего двумя пальцами. Мою карьеру спасает только то, что редактор правит мои статьи десятью.
Источник: http://forum.cosmo.ru/index.php?showtopic=167754 |